 В короткий период с начала 1880-х годов и до первой мировой войны в Европе ослепительно вспыхнул и тихо угас последний большой художественный стиль. Он получил разные названия: австрийское «сецессион», немецкое «югендштиль», итальянское «либерти». В Великобритании его называли «modern style», во Франции — art nouveau («ар нуво»), а в России — «модерн». В Европе родилось новое искусство.
Бездумному, безвкусному собирательству старинных вещей и засушенному академизму, модерн противопоставил новый идеал преобразования мира посредством красоты и новый принцип формирования стиля — синтез искусств. Он сплавил осколки разных эпох и культур с современными материалами и технологиями в фантастическую, трепещущую, наполненную комфортом и функциональностью окружающую среду. Он вырос из противоречий и сам до краев был переполнен ими, поэтому и просуществовал так недолго.
Большие стили прошлого, такие как готика, Ренессанс или барокко, были источником вдохновения для нового искусства. Но, все же, они спонтанно творились людьми, обладавшими единым мнением по поводу устройства мира и места в нем человека. В эпоху промышленной революции этого единства не стало, а большие художественные стили перестали складываться сами собой. И модерн был намеренно создан для того, чтобы остановить упадок искусства.
В европейской культуре довольно долго не существовало ни понятия индивидуальности, ни поставленного на поток промышленного производства — двух серьезных болезней современности. Еще в начале XVII века мало кто стал бы размышлять о собственной неповторимости. В XVIII веке даже самый последний оборванец обладал недоступным сейчас и состоятельному человеку благом ежедневного использования предметов, сделанных вручную. А в начале XX века теоретики модерна уже отстаивали идеи создания художественных произведений массового производства.



Типовые проекты оформления наземного входа в парижское метро, автор — Эктор Гимар.
Отзыв газеты «Фигаро»,1900 г.: «Простой и элегантный маленький павильон — фантазия господина Гимара — весь состоит из стекла, керамики и железа. Он лёгок, как шампанское!»
Все предыдущие стили зарождались в архитектуре, за которой следовали скульптура, живопись и декоративное искусство. Не изменяет этому принципу и новое искусство, ищущее единое, идеальное стилистическое решение для внешнего облика и интерьера здания. Выдающийся представитель ар нуво — французского нового стиля — архитектор и дизайнер Эктор Гимар проектировал для построенных им зданий все от мебели до посуды, от лестничных перил до светильников, от витражей до дверных ручек.
Модерн легко узнать в плавных изогнутых линиях и наполненных динамикой ассиметричных композициях, в предметах и пространствах самых причудливых форм и в сложных, почти абстрактных, растительных орнаментах. Кованые стебли фантастических растений сплетаются в ограды балконов, решетки ворот и легкие каркасы разноцветных витражей. Природные мотивы проступают в очертаниях зданий, их оконных и дверных проемов; они вновь и вновь повторяются в изгибах лестниц, перил, мебели, ваз и светильников. Стекло, металл и керамика — излюбленные материалы модерна.

Дом Coilliot , автор - Эктор Гимар.

Гостиница Guimard, Париж, автор - Эктор Гимар.

Дом La Bluette в местечке Hermanville-sur-Mer (Нормандия) автор - Эктор Гимар.

Гостиница Mezzara, Париж, автор - Эктор Гимар.
Новое искусство признает лишь язык красоты. В его идеальном мире безобразного не существует. Подобно средневековым строителям готических соборов, его адепты верят, что безобразие является не отсутствием, а просто нехваткой красоты, а зло — это лишь маленькая степень добра. Зажатые между строениями других времен, овеянные мистической грустью, дома ар нуво грезят о несбывшихся идеалах символизма. Среди шума современных городов, они — позабытые гости из несостоявшегося счастливого будущего человечества. Безмолвные свидетели того, как завершилась последняя и самая современная сказка Европы.
Источник: ladydrive.ru
|
|